Открытие счетов в иностранных банках

Сегодня все чаще многие люди предпочитают использовать для хранения своих собственных денежных средств, а также для проведения различных операций с валютой счета, открытые в иностранных банках. Мотивы такого поведения могут быть самыми различными, но то, что эти действия оказывают влияние на развитие социально-экономической ситуации в стране и, в свою очередь, находятся под пристальным вниманием государства, нельзя опровергнуть.

В связи с этим рассмотрим правила открытия счетов физическими лицами-резидентами в банках за пределами Республики Беларусь в соответствии с внутренним законодательством, а также проанализируем меры ответственности за незаконное открытие указанных счетов и проведение по ним операций. Кроме того, интересным по данным вопросам представляется опыт Российской Федерации.

В первую очередь порядок открытия счетов физическими лицами-резидентами нашей страны регламентируется Законом Республики Беларусь “О валютном регулировании и валютном контроле”. В соответствии со статьей 19 указанного Закона резиденты могут открывать счета в иностранной валюте и белорусских рублях в банках и иных кредитных организациях за пределами Беларуси при соблюдении порядка и условий, устанавливаемых Национальным банком. Согласно этой же статье не требуется получения разрешения Национального банка на открытие указанных счетов физическими лицами-резидентами в период их проживания (нахождения) за пределами нашей страны.
Таким образом, нормы Закона лишь в общих чертах устанавливают правила открытия счетов за пределами республики. Более подробный порядок изложен в Пра- вилах проведения валютных операций, связанных с движением капитала (далее — Правила), утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.04.2001 № 100. В соответствии с пунктом 51 указанных Правил открытие физическими лицами счетов в иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Беларуси допускается на период их пребывания за границей, а в иных случаях — с разрешения Национального банка. По окончании срока пребывания за границей физическое лицо обязано закрыть счет и перевести остаток средств по счету или ввезти с соблюдением таможенных правил все полученные за границей валютные ценности в нашу страну либо получить разрешение Национального банка.

Для получения разрешения на открытие счета в иностранном банке физические лица представляют в Национальный банк заявление произвольной формы. В нем должны указываться: фамилия, имя, отчество, адрес, паспортные данные физического лица (серия, номер, кем и когда выдан паспорт), а так-же обоснование необходимости открытия такого счета, реквизиты банка, в котором предполагается его открыть. Национальный банк вправе дополнительно запросить у физического лица документы, необходимые для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на открытие счета в иностранном банке, которое выдается на срок не более одного календарного года. Копии разрешений направляются Национальным банком в Главные управления Национального банка и Министерство по налогам и сборам.

Национальный банк вправе отказать физическому лицу в выдаче разрешения на открытие счета в случаях:

  • представления ненадлежащим образом оформленных документов;
  • представления недостоверной информации;
  • имеющейся на момент представления документов информации из других государственных органов
    о невыполненных обязательствах, возникших в результате нарушения законодательства в области банковского,
    налогового, таможенного и валютного регулирования, в том числе нарушения условий ранее выданных разрешений и в иных случаях.

Таким образом, в нашей стране при открытии физическими лицами счетов в банках, находящихся за пределами Беларуси, используется разрешительный порядок.

Что касается Российской Федерации, то законодательством данной страны определен несколько иной порядок открытия физичес- ким лицом-резидентом счета в иностранном банке. В соответст- вии со статьей 12 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” резиденты открывают счета в иностранной валюте без ограничений в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

В банках других стран счета открываются согласно требованиям пункта 11 раздела VIII “Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР”, утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.1991 № 352 (Ин- формационное письмо Центрального банка Российской Федерации от 06.09.2002 № 19).

Согласно этому документу “открытие счетов и вкладов в иностранной валюте за границей, хранение на них валютных средств допускается на период пребывания резидентов за границей, а в иных случаях — в порядке, устанавливаемом Государственным банком СССР. По окончании срока пребывания за границей резидент обязан закрыть счета в иностранных бан- ках и перевести остатки по счетам в СССР или ввезти с соблюдением таможенных правил все полученные за границей валютные ценнос- ти в СССР”.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что при открытии счетов в иностранных банках в России используется уведомительный порядок.

В соответствии с Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 29.08.2001 № 100-И “О счетах физических лиц-резидентов в банках за пределами Российской Федерации” резидент направляет уведомление об открытии (закрытии) каждого счета в налоговый орган по месту своего жительства не позднее месяца со дня открытия (закрытия) счета. Резидент представляет уведомление об открытии (закрытии) счета в налоговый орган в двух экземплярах либо направляет по почте заказным письмом. В уведомлении дается согласие представлять выписки по счету по требованию налогового органа. Отметка о получении уведомления производится налоговым органом на уведомлении только в случае заполнения резидентом всех его пунктов. Один экземпляр уведомления с отметкой налогового органа о получении возвращается резиденту либо направляется по почте заказным письмом по месту жительства физического лица, указанному в уведомлении, в пятидневный срок со дня получения.

Порядок открытия счетов физическими лицами — резидентами Республики Беларусь и Российской Федерации в иностранных банках, а также анализ нормативных актов двух стран показывают, что законодательством России в этой области используется более либеральный подход.

Проанализируем санкции, которые применяются к физическим лицам за нарушение вышеописанного порядка в соответствии с национальными законодательствами Беларуси и России.

Возможны два нарушения внутренних нормоустанавливающих документов. Во-первых, это открытие счета без соответствующего разрешения и, во-вторых, несвоевременное его закрытие.

Для анализа первой ситуации обратимся к нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь. В частности, статья 169 гласит, что сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Также согласно статье 170 сделка, совершение которой запрещено законодательством, ничтожна. Однако для применения статей 169 и 170 Гражданского кодекса необходимо, по общему правилу, чтобы такая сделка регулировалась белорусским правом. В данном случае это невозможно. Если счет открывается за границей, то к данной сделке практически всегда применимо иностранное частное право, согласно которому указанная сделка в большинстве случаев признается действительной. В итоге ссылка на недействительность сделки по открытию резидентом счета за границей на основании статей 169, 170 Гражданского кодекса по общему правилу будет невозможна. В международном частном праве преобладает мнение: вопрос о действительности сделки подчиняется статусу сделки.

Все вышесказанное справедливо и ко второй ситуации, связанной с нарушением правил о закрытии счета. Кроме того, рассмотренные две статьи Гражданского кодекса Республики Беларусь неприменимы к нарушению обязанностей закрыть счет за границей по окончании срока пребывания, перевести остатки по нему в нашу страну еще и потому, что в этом случае пока наблюдается бездействие.

В свою очередь, согласно ста- тье 154 Гражданского кодекса “сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей”. При этом следует учитывать, что в Гражданском кодексе наряду с термином “действия” специально употребляется и понятие “бездействие”.

Что же касается Уголовного кодекса Республики Беларусь, то в нем о подобном нарушении упоминается лишь в статье 225 “Невозвращение из-за границы иностранной валюты”. Причем в ней говорится не о физических лицах вообще, а только о руководителях организаций.

Обратив внимание на положения Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, также приходится констатировать отсутствие санкций в отношении физических лиц по рассматриваемым вопросам.

В нем содержатся две статьи, определяющие ответственность за подобные правонарушения, — статья 11.5 “Незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь” и статья 11.6 “Невозвращение из- за границы иностранной валюты”, но речь в них идет о должностных лицах. Однако не все законодатели на постсоветском пространстве так снисходительны к своим гражданам.

Например, статья 189 Уголов- ного кодекса Республики Казахстан гласит: “открытие резидентами счетов в иностранных банках и иных финансовых институтах, имеющих соответствующее право по законодательству государств, в которых они зарегистрированы, без лицензии Национального банка Республики Казахстан — влечет штраф на граждан в размере до двухсот, на юридических лиц в размере до трехсот месячных расчетных показателей”.

Рассмотрев соответствующие законодательные акты Российской Федерации, можно сказать, что их нормы практически совпадают с положениями белорусских правовых документов. Необходимо также отметить, что отсутствие санкций за нарушение правил открытия счетов физическими лицами в иностранных банках не является какимто значительным пробелом в законодательстве.

Само по себе открытие счета или несвоевременное его закрытие не могут повлечь каких-нибудь значимых отрицательных последствий. Чаще всего значительные правонарушения совершаются при проведении операций по уже открытым счетам. В отношении физического лица в основном подразумевается уклонение от уплаты налогов. Но это уже уголовно наказуемое преступление, и за его совершение предусмотрены соответствующие меры ответственности. Так, статья 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь (“Уклонение от уплаты налогов”) гласит:

1. Уклонение от уплаты налогов путем сокрытия или умышленного занижения прибыли, доходов или иных объектов нало- гообложения либо путем укло- нения от подачи декларации о доходах и имуществе или внесения в нее заведомо лож- ных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, — наказывается лишением права занимать определен- ные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, повлекшее при- чинение ущерба в особо круп- ном размере, — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные долж- ности или заниматься опреде- ленной деятельностью или без лишения такого права. Подводя итог, можно сделать вывод, что основное внимание как белорусские, так и российские за- конодатели уделили не санкциям за нарушение порядка открытия и закрытия счетов в банках за пределами государств, а определению мер ответственности за незаконные операции, проводимые через указанные счета.

 Банкаўскi   веснiк ,  2004